О книге «СЛАДКАЯ  КАТОРГА АНАТОЛИЯ  ДОМБРОВСКОГО» 

Вышла в свет новая книга о жизни и творчестве литератора, философа, академика, почетного крымчанина Анатолия Домбровского «Сладкая каторга». В этот сборник, изданный к 75-летию со дня рождения писателя, включены статьи, рецензии, интервью, поэтические посвящения его близких, друзей и коллег. Автор вступительной статьи, составитель и редактор этого издания – вдова писателя Галина Сергеевна Домбровская. Прослеживая творческий путь пи­сателя, она делится воспомина­ниями, тем, что дорого и близко

Анатолия Ивановича не стало 17 октября 2001 года. Как в это поверить? Казалось, его энергии хватит на несколько жизней. Мы часто встречались на семинарах, заседаниях, выставках. Всегда неуемный, веселый, открытый для общения, он притягивал к себе людей. Помню, как на библиотечной конференции в Судаке (там я впервые его увидела) Анатолий Домбровский буквально затмил скучные и однообразные выступления. Посыпались сильные доводы, занимательные и смелые мысли. Зашелестели страницы блокнотов. Хотелось все успеть записать. Анатолий Домбровский говорил о литературе, о значении библиотек — хранительниц и проводников слова, о целях, которые должен перед собой ставить писатель, о том, как «обретает крылья душа».

«Сладкой каторгой» он называл свой писательский труд, «потому что это — и восторг от процесса постижения мира, человека, природы, и возможность поведать о сокровенном и наболевшем, и окрыленность от открытия новых истин, но одновременно — и тяжелое бремя. Ибо «знание, — утверждал он в своем неоконченном романе «Алтарь Исиды», — достигается чрезмерным трудом, долгими исследованиями, обобщениями и доказательствами», то есть требует полной самоотдачи и предельной концентрации внимания, в частности, при изучении исторических и бытовых реалий, необходимых для создания достоверного художественного полотна, при осмыслении ситуаций, коллизий. Кроме того, писательство — это рутина, неудовлетворенность написанным и разочарования, в общем, работа на износ...»

Так начинается статья лауреата Премии Автономной Республики Крым и Международной литературной премии Сергея Михалкова Галины Домбровской..

Перед глазами словно оживают картины детства и юности Анато­лия Ивановича: деревенька в Се­верном Крыму, в которой он ро­дился и вырос, коммуна «Яркое Поле», где осели родители, годы оккупации, голод, аресты, рас­стрелы. А. Домбровский впослед­ствии не раз рассказывал об этом. О страшном военном времени он напишет спустя несколько лет, когда возьмется за перо. Хотя, кажется, не расставался с ними и когда учился в Раздольненской школе, и когда уехал в Ленинград и поступил в университет без экзаменов (школу окончил с золотой медалью), и когда оказался в Алма-Ате, где сначала преподавал в пограничном училище философию, а потом работал в газетах, на киностудии «Казахфильм».

Галина Сергеевна неторопливо повествует обо всех жизненных перипетиях Анатолия Домбровского. «Как-то я спросила мужа, — вспоминает она, — как случилось, что он выбрал философский факультет, а не Литературный институт им. М. Горького, что, кажется, было бы логичнее? Во-первых, Анатолий Иванович считал, что мало знает о жизни и человеке. Во-вторых, и это существенно, в районной Раздольненской библиотеке на видном месте всегда стояли многотомные собрания сочинений Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Герцена. И Анатолий, еще учась в школе, решил все это прочесть. Тогда-то и возникло решение стать философом и писателем одновременно».

Умный, общительный, веселый, отзывчивый, с великолепным чувством юмора — таким Анатолия Ивановича помнят все, кто его знал. Он быстро обрастал друзьями, знакомыми, учениками. Помимо работы в писательской организации вел семинары по эстетике, с повышенным вниманием относился к молодым талантам, организовывал  дни литературы, недели книги, праздники славянской письменности и культуры. Неоднократно избирался депутатом Симферопольского горсовета, более двадцати  лет являлся общественным заместителем председателя Крымской организации Комитета защиты мира и председателем Крымского отделения Фонда мира, выступал  на съездах, конференциях, семинарах, совещаниях.

Автор статьи справедливо отмечает: он обладал талантом аргументировать, убеждать, мог эмоционально, артистично беседовать на любую тему, даже о сложнейших вещах. Делал это просто, доступно и всегда увлекал даже заведомо равнодушных слушателей. Его выступления проходили «на ура», библиотечные работники  ждали его с нетерпением. Перед детьми и подростками он буквально «выкладывался», понимая, насколько важны беседы о литературе и культуре,  а значит, о жизни, для молодежи».

Перед глазами Галины Сергеев­ны проходили рабочие дни и не­дели писателя, чрезвычайно насы­щенные делами. «И надо сказать, — констатирует она, — столь на­пряженный ритм отнюдь не отра­зился на желании писать, напро­тив, растущий жизненный опыт, интеллект, колоссальная энергия воодушевляли,   вдохновляли  на творчество: почти ежегодно выходили в свет одна-две книги Домбровского».

Много нового мы узнаем и о любимом детище Анатолия Ивановича — литературном журнале «Брега Тавриды»: как он создавался, сколько возникало проблем — финансовых, творческих, типографских. По словам Галины Сергеевны, иногда они доводили писателя  до отчаяния. «Потом увидим, чьи старания были напрасны,— говаривал он, — история и философия подтверждают: ничто доброе не забывается».

В книге чередой проходят разные события: создание Содружества русских, украинских и белорусских писателей, Союза писателей Крыма. Галина Сергеевна рассказывает, как Анатолий Иванович, получая вторую Премию Автономной Республики Крым, поблагодарил за высокую оценку его труда и вспомнил об одном эпизоде из своей  жизни. В 1941-м односельчане уходили на фронт. Мужики сели в кузов машины, детишки побежали следом. Отец тогда успел крикнуть ему на прощанье: «Сынок, не забывай поливать цветы!» Что он хотел этим сказать? Спустя время писатель понял:  красоту надо беречь даже когда вокруг по­лыхает огонь войны. Он соотносил эти два понятия: красота — куль­тура. Считал, вне зависимости от обстоятельств, даже когда весьма и весьма трудно, надо заботиться о культуре и ее носителях.

В заключение Галина Сергеев­на пишет: «Домбровский любил повторять  изречение  Платона: рожденные в красоте обретают бессмертие. И еще одно, высечен­ное на мраморных камнях Дель­фийского храма Аполлона: познай самого себя — и ты познаешь  все».  Впервые  эти слова я услышала от самого Анатолия Ивановича в 2001 году, когда бли­зился десятилетний юбилей «Брегов Тавриды». Тогда, отвечая на мои вопросы (го­товился юбилейный матери­ал в газете), он говорил о вопло­щенных идеях, которые не погиб­ли во времени, о следовании воп­реки всему принципам великого славянского братства, об энтузиастах, беззаветно преданных сво­ему делу. По всему чувствова­лось: этот сильный и одержимый человек по-настоящему любил Крым и сам являлся его неотъем­лемой частицей. Помню, он ска­зал: «Крым у многих вызывает противоречивые суждения. Кто-то пророчит ему небывалый расцвет в ближайшем будущем, у кого-то оптимистические прогнозы рождают сомнения. Но одно не­сомненно и реально: он есть и будет Меккой культуры, духовным магнитом для людей, ищущих кра­соту и гармонию. Этим крымчане могут гордиться».

Хочется выразить искреннюю благодарность автору проекта — редактору, составителю нового литературно-художественно-пуб­лицистического сборника Галине Домбровской. Проделана огром­ная работа, собран богатейший материал. Такие книги нужны. Они учат жить, умножать доброе, пре­красное, справедливое, познавать истину и самих себя.

Елена ЗОРИНА, заслуженный журналист АРК. Симферополь,«Крымские известия», 17.02.10, № 33

Сладкая каторга творческого пути

        Как же быстро и безвозвратно летит время. Еще десять лет назад я писала о новых романах крымского писателя-философа Анатолия Домбровского, а ныне пишу о том, что вышла книга о нем.

Называется она «Сладкая каторга Анатолия Домбровского (именно так характеризовал Анатолий Иванович свой писательский труд). Это сборник о жизни и творчестве писателя, включающий статьи близких друзей и коллег, рецензии, поэтические посвящения, публицистические очерки, выступления, интервью, неосуществленные проекты и стихи Домбровского. Личность академика, почетного крымчанина весьма многогранна. Его книги известны далеко за пределами Украины.  Нынешний сборник вышел к 75-летию писателя. Автор проекта, редактор, составитель, наследник произведений, картин и фотографий Домбровского – его вдова Галина Домбровская. Надо заметить, что колоссальный труд сделан с большой любовью к главному герою.

«Сладкая каторга» – это восторг от процесса постижения через творчество мира, человека, природы, удовольствие поведать миру о сокровенном и наболевшем, окрыленность от открытия новых истин, но одновременно и тяжелое бремя, ибо «Знание, – писал Домбровский в своем последнем неоконченном романе «Алтарь Исиды», – достигается чрезмерным трудом, долгими исследованиями, обобщениями и доказательствами».

Увы, жизнь Анатолия Ивановича была недолгой. Он пронесся как яркая комета над землей, оставив человечеству 24 романа, 18 повестей, множество рассказов и статей. И память о себе как о неисправимом романтике, любящем людей, понимающем человечество. Он был идеалистом, все его романы проникнуты идеализацией человеческой натуры. Это нравственная философия, в которой есть нечто рафинированное. Он видел в человеке сверхчеловека, возможно, угадывал через творчество будущее, совершенствование потомков. Ну, например, вот что он думал о полуострове: «Я не знаю, чем станет Крым в будущем. Станет ли он страной изобилия, экономического и финансового процветания, местом райских развлечений и отдохновения – дай сему Бог, конечно, но одно несомненно и реально: он есть и будет Меккой культуры, духовным магнитом для  людей, ищущих красоту и гармонию. Крым – это золотой тигель, в котором история, время создают чудесный сплав великих мировых культур.

Десятки народов населяют современный Крым – и каждый из них положил на алтарь культуры свой драгоценный камень, сверкающий тысячами граней. Материальные памятники, легенды, предания, живая историческая память, блистательное творчество, соотнесенное с Богом и временем, – на этом воскресает и обретает крылья душа. Книга, художественное слово – первое, что вводит нас в мир культуры. Всякая цель – есть прежде всего мысль и слово. И, достигнув цели, мы запечатлеваем ее в нашем сердце в форме слова. Слово – есть форма и содержание нашей бессмертной души».

Как журналист Анатолий Домбровский был пессимистическим реалистом, свято верящим, что идеалы восторжествуют и культура, знания победят невежество. Думаю, они смогут победить, если воспитывать на произведениях Домбровского молодежь. Здесь есть ответы на все вопросы, который так ищут познающие этот мир. По своей сути Домбровский – учитель. Мудрый, талантливый, стремящийся отдать свои знания ищущим, философ до мозга костей. Порой создается ощущение, что он жил в Древней Греции, воспитывался в лучших традициях того времени. Идеалом писателя был Перикл – демократ, крупнейший из афинских государственных деятелей. Он окружил себя учеными и деятелями искусства. Среди них были Фидий, Софокл, Геродот, Сократ и другие. Пятидесятилетие его правления называют «золотым веком Перикла» и «расцветом афинской демократии». Бескорыстный и неподкупный, он превратил Афины в прекраснейший и богатейший город.

По романам Домбровского можно учить историю, снимать умные фильмы. Писатель подготовил, адаптировал под наше время огромный исторический материал. Это литературное наследие, с которым нужно работать, которое призвано сделать нашу жизнь совершеннее.

Что же касается книги о Домбровском, выпущенной «Домом писателей им.А.Домбровского» Союза русских, украинских и белорусских писателей Крыма и Международным сообществом писательских союзов, то ее можно назвать «путеводителем» по творчеству и личности писателя. Заслуженный деятель искусств Крыма, лауреат Премии АРК и международной литературной премии Сергея Михалкова Галина Домбровская вложила в этот труд музей творческого пути своего мужа. Кстати, над музеем писателя она тоже работает, и «Сладкая каторга Анатолия Домбровского» – пожалуй, ее эскиз, проект будущего музея.

Светлана Ефремова, журналист.«Республика Крым», 29 июля, 2010, www.rk.crimea.ua

                                Еще одна грань творчества писателя - нарисованные им картины:

Фотогалерея

Фотогалерея

Фотогалерея

Фотогалерея

Книги писателя, переведенные на французский язык доктором международного права ЖАН-КЛОДОМ ФРИЧЕМ (Страсбург), дипломантом Венской дипломатической академии, почетным академиком Крымской академии наук, лауреатом Премии АР Крым.

____________________________ 

В 1991-м году Анатолий Домбровский основал в Крыму журнал  "БРЕГА ТАВРИДЫ" Союза русских, украинских и белорусских писателей АРК и был его главным редактором до конца дней - до 2001 года. Журнал выходит в свет и по сей день, продолжает дело писателя его вдова Галина Домбровская. В этом, 2011 году, журнал отмечает 20 лет со дня основания.

www-ki-old.rada.crimea.ua/nomera/2011/009/rovesniki.html

publ.lib.ru/ARCHIVES/B/''Brega_Tavridy''/_''Brega_Tavridy''.html

 ____________________________ 

НОВАЯ КНИГА

                      Анатолий Домбровский. «Смерч. Последняя охота. Рассказы".                         Симферополь. Изд-во «Дом писателей им.А.Домбровского»,                             2010. – 246 стр.                                               

ДОЛГИЙ ПУТЬ К КНИГЕ 

С произведениями  «Смерч» и «Последняя охота» выдающегося крымского писателя Анатолия Домбровского, творчество которого известно далеко за пределами Крыма и Украины, до сих пор, к сожалению, были знакомы только читатели журнала «Брега Тавриды», где были опубликованы в 1991 и 1993 гг. под псевдонимами Николай Малахов и Арей Березницкий . И вот эта досадная оплошность исправлена: спустя годы роман и повесть вышли в свет в одной книге.

Все крымское здесь до боли узнаваемо: Каркинитский залив, северный и восточный Крым, Симферополь, да и главный герой — Азовцев. «Когда умолкают чайки, слышно, как на склонах кургана шуршат, просыхая, избавляясь от тяжелой росы, бурьяны. Пахнет корнями от влажной земли и прелью от перевернутого камня. Здесь хорошо сидеть. Отсюда видно далеко и во все стороны. Тень от сидящего падает влево и медленно движется по склону к воде. Когда она укажет на острова, наступит полдень». «Окрестные степи были бесплодные, солончаковые, в водах Каркинитского залива, отравленных сбросами соседнего химического комбината, давно уже ничего не водилось — ни бычков, ни камбалы, ни креветок…».

Действие в романе «Смерч» разворачивается во времена распада большой страны. Писатель использует метафору-предупреждение — грядет стихийное бедствие, смерч, разметающий в клочья созданное нелегким трудом. Произведение написано с сердечной болью, судьбоносными вопросами, чтобы побудить людей о многом задуматься, как бы со стороны взглянуть на то, что происходит, и на себя среди руин родного пепелища. Размышления автора о трагических заблуждениях эпохи на изломе тысячелетий облачены в диалоги, беседы героев. «Reductio ad absurdum» — доведение до нелепости — так характеризует один из персонажей ситуацию, в которой оказались ученый, врач и сельский житель. Домбровский подводит читателя к мысли, что подобное — очередное испытание общества безнравственностью, когда ущербное потешается над свободным и прекрасным, посягает на духовность и культуру. Позже, через годы тема получит дальнейшее развитие в другом романе-притче Домбровского «Delirium, или Безысходность — род безумия».

Повесть «Последняя охота» представлена писателем на обложке журнала в 1991-м как «Смертельные игры осенней порой». Точно в дурном сне, будто тени на развалинах иллюзорного замка, герои мечутся, пьют, рассуждают. И еще умирают. Но, несмотря на все показанное — окаянную жизнь со всеми ее недобрыми приметами: завистью, подлостью, злобой, стрельбой, поджогами — и драматизм ситуаций, это увлекательное приключение с детективной развязкой сюжета.

Возникает вопрос: почему в столь не свойственном автору жанре написаны эти произведения? Ведь не раз в интервью и публицистических статьях Домбровский с неприязнью отзывался о «чернухе», коей завалены книжные полки, говорил, что именно серьезное чтение необходимо людям в периоды кризисов — духовных и социальных! Его творчество и в самом деле детективами не назовешь, несмотря на динамику и остроту повествования. Написанное — сама жизнь, в которой много безрадостного, страшного, горького, это мужественный, откровенный диалог и спор писателя-философа с самим собой. Эдакие горькие пилюли, полагал он, должны облегчить боль, страдания. Домбровский высоко ценил звание писателя — как мыслителя. Он взывал к совести. И поскольку детективные истории и развлекательное чтение по большому счету к настоящей литературе не относил, вещи, созданные специально для публикации в своем журнале, подписывал псевдонимами.

«Удвоение света» и другие рассказы — вновь о том же, горьком, но еще и о любви: когда один человек находит другого, который его понимает и принимает, и сердца этих людей бьются в унисон, и глаза радостно отражаются в глазах. Тогда чудесным образом удваивается, преображается свет…

Итак, несмотря ни на что, жизнь продолжается, утверждает писатель, и, как бы там ни было, остается надежда. Автор пытается найти героя нового века и нового тысячелетия.

Анатолий Домбровский обостренно воспринимал свое время и точно показывал его типичные и яркие черты. Он поставил перед обществом главные вопросы, без осмысления и разрешения которых невозможно двигаться вперед. Это новое издание, украшенное его собственными иллюстрациями, займет, наконец, достойное место в нашей истории и культуре.

Галина Домбровская 

Сделать бесплатный сайт с uCoz